Картотека игр


 "Ах, как вкусно!"
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память;  развивать  умение определять нужный способ для опознания предметов. Обогащать словарь детей, упражнять их в образовании относительных прилагательных (чеснок – чесночный вкус, хлеб– хлебный вкус…).
Во время еды обращать внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагать пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложить ребенку, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье. Обозначить словом, какой это вкус!

 «Угадай на вкус».
Цель: обогащать вкусовые ощущения,  развивать  память;  развивать  умение определять нужный способ для опознания предметов.  Обогащать словарь детей. Формировать обобщающие понятия (ягоды, фрукты, овощи). Закреплять навык согласования существительного с прилагательным (у клюквы кислый вкус).
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.
1. «Угадай, какой вкус?»  Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
 2.«Найди пару» Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
3«Что, каким бывает?»
Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет  баночку  с  определенным  вкусом  и  кладет  рядом  картинку  с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус - лимон, клюква, смородина; сладкий вкус -груша, клубника, арбуз и т.д.

     "Живая вода!"
Цель: дифференциация вкусовых ощущений у ребенка. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных (лимон – лимонный вкус, яблоко – яблочный вкус, солёный вкус…). Возьмите 8 ёмкостей (одноразовых стаканчиков или баночек из-под питания). В каждую пару ёмкостей налейте воду, добавив в них: сок лимона, яблочный сок, соль, сахар. Задача ребёнка: сделать небольшой глоток из каждой ёмкости и найти пары с одинаковым вкусом.

  «Что за овощ?»
Цель: развивать обоняние и вкусовые ощущения у ребенка. Активизировать словарь детей по лексической теме «Овощи». Обозначать свои вкусовые ощущения словом.
Для игры понадобятся: различные овощи.
Описание: овощи вымыть и очистить. Участникам или участнику игры завязать глаза и давать по кусочку каждого из овощей. Ребенок должен определить какой это овощ. Игру лучше проводить двумя командами: это придаст ей соревновательный азарт. Выиграет та команда, участники которой дадут больше правильных ответов. 

"Назови, вкус продуктов (от 4 лет)"
Цель:обогащать  вкусовые  ощущения,  развивать  память.  Обогащать словарь детей. Упражнять детей в подборе относительных прилагательных к существительному (яркий аромат – ароматный, чувствую свежесть – свежий, много сока – сочный…).
Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений - характеристик вкуса).
Например: лимон на вкус кислый, сочный, освежающий; батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий; конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад; чеснок горький, неприятный, с резким запахом.

    "Вкус и запах (от 4 лет)"
Цель: обогащать  вкусовые  ощущения,  развивать  память;  развитие мелкой моторики. Обогащать словарь детей. Упражнение детей в составлении описательного рассказа о фрукте.
1. Представь лимон. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом. Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
 2. Нарисуй лимон.

3.Представь апельсин. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом. Какого цвета апельсин? Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?
4. Нарисуй апельсин.

 5. Расскажи, чем отличаются апельсин и лимон. Чем они похожи?

  "Чайная лавка"
Вместе с детьми завариваются различные сорта чая (мятный, лимонный, шиповниковый). После остывания чай пробуют с закрытыми глазами. Можно разлить чай в пластиковые стаканчики, закрыть их крышками с отверстиями для соломинки и пить через соломинку (чтобы исключить запах). Какой вкус? Ребенок определяет баночку с определенным вкусом чая  и  кладет рядом картинку.

 "Насколько сладкое сладко"
Цель: развивать вкусовые ощущения. Упражнение детей в образовании сравнительной степени прилагательных (самый сладкий, сладкий, слегка сладкий…)
Исследуются на степень сладости: сахар, мед, сироп, фруктовый сахар, фрукты, кисло-сладкие фрукты (апельсины).

"Фрукт, ягода или овощ» 
Цель: развивать обоняние и вкусовые ощущения у ребенка. Активизировать словарь детей по лексической теме «Урожай». Закрепить обобщающие понятия (ягоды, фрукты, овощи).
Порежьте овощи, ягоды и фрукты кубиками, каждый проткните зубочисткой, положите на поднос. Ребёнок с закрытыми глазами должен понять по запаху, фрукт это, ягода или овощ. А на вкус он должен определить, что именно он съел из ягод, фруктов или овощей.





Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты. Закрепление словаря по лексической теме «Овощи, фрукты».  Закрепление обобщающих понятий.
Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.).
Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи. Обозначить словом, какой запах.

Игровое упражнение «Что приготовил повар на обед?»
Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.
Цель: развитие обоняния, вкуса. Упражнение детей в образовании относительных прилагательных (суп из рыбы – рыбный, запеканка из творога – творожная запеканка).
Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.

Игровое упражнение «Коробочки с запахами».
Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния. Упражнение детей в образовании относительных прилагательных (запах кофе – кофейный, запах ванилина – ванильный…).
Материал: два набора по 6 коробочек в каждом, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т.д.).
Ход игры: 1. Предложить детям понюхать все коробочки одного набора, затем воспитатель вынимает коробочки из второго набора — предлагает понюхать и сравнить запахи двух наборов, до тех пор, пока не найдется пара для каждой коробочки.
2. Предложить детям проделать подобное упражнение с закрытыми глазами (т.к. при отсутствии зрительного восприятия — возможность восприятия других органов чувств усиливается).

Игровое упражнение «У самовара…»
Цель: развитие вкусовых качеств у детей и обоняния. Обогащение словарного запаса детей. Развитие умения выстраивать небольшой диалог на тему «Мне нравится чай» или «Мне нравится это запах» и конструировать простые распространенные предложения.
Материал: чай из мяты, душицы, чабреца.
Предшествующая работа: познакомить детей с лекарственными травами — мятой, душицей, чабреца.
Ход игры: 1. Предложить детям чай из знакомых трав на пробу.
2. Ребенок выбирает понравившийся чай по запаху и называет, из какой он травы.

«Душистые мешочки»
Прямая цель: развивать обоняние у детей.
Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху. Учить детей сопровождать свои действия речью, конструируя простые распространённые предложения.
Ход игры. 1 вариант. «Узнай по запаху»
Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа. Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.
1 этап. Так пахнет ромашка. (Показать картинку)
2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.
3 этап. «Найди такой же запах» Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом, обозначая словом, какой запах.

Игра «Опиши словами»
Цель: развивать обоняние у детей. Упражнять детей в умении подбирать определения к понятию. И использовать их при оформлении описательного рассказа.
В этой игре взрослый называет словосочетания с уникальным запахом, а ребёнок — описывает, какой это запах, с помощью слов. Например, еловая ветка, спелая дыня, скошенная трава, сгоревшая спичка, летний дождь, мамин шампунь, папин одеколон, любимая конфета.

Игра «Ароматные баночки»
Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния. Активизация словаря по изученным лексическим темам «Продукты питания», «Урожай». Упражнять детей в конструировании простого распространённого предложения при оформлении ответа-догадки.
Возьмите пять баночек из-под детского питания/яиц/киндер-сюрприза. Оставьте в них на ночь: головку чеснока, кусочек солёного огурца, зёрна кофе, дольку лимона, кусочек бородинского хлеба.
Перед игрой уберите все продукты из ёмкостей, оставив их пустыми. Поочерёдно давайте ребёнку нюхать каждую баночку. Пусть определит по запаху, какие продукты-невидимки в них находятся, обозначая словом, какой запах.

Игра «Прятки с запахами»
Цель: развивать обоняние у детей. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные (мандариновый запах, огуречный запах).
Договоритесь, какой продукт вы будете прятать в группе. Например, мандарин. Пусть ребёнок выйдет за дверь, а вы снимите кожуру с мандарина и спрячьте его так, чтобы от него шёл аромат. Не стоит прятать его далеко, чтобы ребёнок не потерял интерес.

Игра «Съедобное-несъедобное»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты. Учить детей сопровождать свои действия речью по образцу педагога.
В одноразовые стаканчики положите небольшие продукты питания и предметы из окружающей обстановки. Завяжите ребёнку непрозрачной тканью глаза и поочерёдно давайте нюхать каждый стаканчик. Направо пусть откладывает стаканчики с запахом съедобных продуктов, а налево — с запахом несъедобных. После того, как все стаканчики будут распределены, пусть откроет глаза и проверит, верно ли им была произведена сортировка.
  
«Угадай, чем пахнет»
Цель: упражнять детей в конструировании простого распространённого предложения при оформлении ответа по образцу педагога.
Оборудование: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями. Баночки оформлены как цветы. Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе), развивать мелкую моторику.
Ход игры: Взрослый создаёт игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета?

«Вкус и запах»
Активизация  словаря детей по изученной лексической теме «Фрукты, овощи, ягоды». Упражнение детей в составлении описательного и сравнительного описательного рассказа о фруктах.
Цель: развитие обонятельной памяти
Ход игры: Представь огурец. Каков он на вкус? Вспомни как пахнет? Что из него можно приготовить? Расскажи об этом.

«Отгадай по запаху»
Цель: развивать у детей обонятельную чувствительность, упражнять в различении запахов в окружающей среде. Учить детей сопровождать свои действия речью по образцу педагога.
Ход игры
Предложите детям отгадать по запаху различные предметы, растения, продукты. Детям завязывают глаза и дают понюхать разные предметы. Побеждает тот, кто отгадает наибольшее количество предметов.


 

Комментариев нет: