Коррекция предложно-падежных отношений


КОРРЕКЦИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРАММАТИЧЕСКОМ СТРУКТУРИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 


Механизмы и особенности формирования грам­матического строя речи ребенка характерны и для процесса усвоения предложно-падежных отношений. Последовательно реализуя закономерности речевого развития, ребенок проходит огромный путь в освоении грамматических средств языка: сначала осваивает элементы флективной системы для выражения синтаксических отношений, в дальнейшем переходит к использованию с этой целью служебных слов (предлогов, союзов, частиц). Эта закономерность в усвоении грамматических средств языка отмечалась рядом исследователей: Е.А.Аркиным, А.Н.Гвоздевым, Н.И.Лепской, А.А.Люблинской, Н.А.Рыбниковым, С.Н.Цейтлин и др.

У детей с ОВЗ возникают трудности в построении фразы или предложения, из-за бедности словарного запаса, они неправильно подбирают слова в результате чего нарушается смысл высказывания, не умеют правильно пользоваться грамматическими связями, управлением и согласованием слов в предложении, не могут повторить фразу, состоящую из четырех и более слов, искажают их порядок и количество. В самостоятельной речи они используют простые нераспространенные предложения, но даже и здесь наблюдаются ошибки при употреблении падежных окончаний, приставок, предлогов, согласования различных частей речи. Причина таких ошибок – несформированность пространственных понятий, которые проявляются в несформированности операции грамматического структурирования речевого высказывания, виде следующих ошибок:а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их в импрессивной речи, из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов.б) замена одной предложно-падежной конструкции другой.в) неправильное употребление падежного окончания существительного.г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.

В работах Б.Г.Ананьева, М.В.Вовчик-Блакитной, А.А.Люблинской, Т. А.Мусейбовой, Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской и других отечественных психологов отражена сложившаяся точка зрения, позволяющая определить процесс формирования предложно-падежных отношений как процесс отражения в речи результатов овладения предметной действительностью. Овладение практической ориентировкой в пространстве предшествует появлению в речи ребенка грамматических средств для отражения результатов ориентировки в пространстве и действий с пространственно-ориентированными предметами.Сначала ребенок практически овладевает ориентировкой в окружающей действительности, научается выполнять действия с предметами, ориентированными во фронтальном, вертикальном и горизонтальном направлениях, и только после этого в его речи появляются предложно-падежные отношения, отражающие ориентировку в пространстве.

Восприятие пространства, которое является предметной основой значения слов и предложно-падежных отношений, развивается у ребенка дошкольного возраста постепенно. Появлению в речи предлогов и предложно-падежных отношений предшествует сложная работа.

О разнообразии семантических возможностей предлогов пишет В.В. Виноградов: «Частицы речи, служащие для выражения пространственных, временных, причинных, целевых, притяжательных, ограничительных и других отношений между объектами или таких же отношений объектов к действиям, состояниям и качествам, называются предлогами»

Функции предлога как служебной части речи конкретизирует Н.М. Шанский: «Предлоги — это служебные слова, выражающие различные отношения между двумя объектами, между объектом и действием, между объектом и признаком в составе словосочетания. В качестве названий объектов выступают имена существительные, местоимения, числительные. Предлоги служат для выражения падежных значений. Эти значения они передают в сочетании с именами в форме косвенных падежей. Многие ученые отмечают функциональную близость предлога и падежных форм.Предлоги органически связаны с падежной формой и без нее не употребляются. Собственное значение предлога не может проявиться вне связи с падежной формой какого-нибудь названия лица или предмета.Падеж – словоизменительная лексико-грамматическая категория имени существительного, которая системой противопоставленных друг другу падежных форм выражает отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам, действиям, признакам (Д.Э. Розенталь, И.Б Голуб. М.А. Теленкова).Сами падежные формы имен (существительных, числительных, местоимений) выражают лишь самые общие значения отношения (места, направления, времени, цели, причины и т. п.). Предлоги же конкретизируют, уточняют эти отношения. Между значением предлога и падежа наблюдаются определенные семантические соответствия. Этим объясняется то, что каждый падеж обслуживают предлоги строго определенной семантики.Вместе с падежной формой имени предлог образует синтаксическое единство, так называемую предложно-падежную форму. Установить в таком соединении отдельное от предлога значение падежа в большинстве случаев невозможно. Соединение предлога с падежной формой - новая, особая и целостная смысловая единица.

Предложно-падежные отношения – это не только объединение имени и предлога, но и компонент конструкции – словосочетания, которое состоит из главного слова, выполняющего роль средства, разрешающего выбор предложно-падежной формы. Иными словами, предложно-падежная форма имени, соединяясь с опорным словом, от которого она зависит, является элементом еще более общей синтаксической единицы языка, которая вытекает в «предложно-падежные отношения».

Таким образом, предложно-падежные отношения выражают разнообразные значения: место, время, способ действия, причину, цель, отношение к предметам. М. А. Теленкова (2004) выделяет следующие типы отношений, выражаемых предлогами:

1. Пространственные (локальные) отношения: войти в дом, выйти из дома, доехать до дома, бегать вокруг дома, летать над столом, слететь с дерева, пролететь мимо окна, сидеть у окна, расти под окном, идти на стадион.

 2. Временные (темпоральные) отношения: гулять с утра до вечера, приехать через месяц, прийти к обеду, уехать на год, встретиться после уроков, учиться в течение пяти лет, позвонить перед экзаменом.

 3. Объектные отношения: вспоминать о семье, работать над статьёй, скучать по сыну.

 4. Целевые отношения: поехать на учёбу, жить для других, пойти за хлебом, подарить на память, сказать в шутку.

5. Причинные (каузальные) отношения: устать от забот, опоздать из-за транспорта, согласиться из уважения, покраснеть со стыда, отсутствовать по болезни, сделать из принципа.

6. Отношения сравнения (компаративные): ростом с отца, дочь вся в мать, рисунок наподобие турецкого.

7. Отношения лишения, удаления: все за исключением Антона, кроме друга, вместо брата, в отличие от меня, вопреки здравому смыслу, помимо меня.

 8. Отношения орудия (инструментальные): играть на гитаре, ехать на автомобиле, ударить о камень, открыть при помощи / с помощью ключа, определить путём опытов.

9. Определительные (атрибутивные) отношения: платье из шёлка, сумка под кожу, небо в алмазах, глаза без блеска.

10. Отношения образа действия: говорить с восторгом, смеяться от души, стараться изо всех сил, налить через край.

Таким образом, в разных падежных конструкциях и с разными падежами предлоги могут иметь разные значения. Один и тот же предлог может выражать несколько типов отношений, и это говорит о том, что предложно-падежные отношения многочисленны и разнообразны. Они выражают очень широкий круг отношений, что связано с богатством предлогов и разнообразием их значений.

Коррекционная работа по формированию предложно – падежных отношений у детей с ОВЗ должна осуществляется в процессе разной деятельности, и учитывать следующие: умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве; сформированность конструктивных способностей; уровень зрительно-пространственной ориентировки; понимание и владение предложно-падежными конструкциями с пространственным значением в различных по сложности синтаксических конструкциях (смысловая адекватность употребления предложно-падежных конструкций, возможность программирования текста, содержащего данные грамматические формы, правильное грамматическое оформление).

Комментариев нет: