Игры с водой и льдом

Игры с водой направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Данный материал может быть использован при развитии звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными речевыми нарушениями.


Развитие диафрагмального дыхания:
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи.
· Надувай живот «шариком».
· Выдыхай медленно и плавно.
· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
«Буря»
Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю» на воде.
«Морская прогулка»
Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики:
- положить ладони на воду, почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- погрузить пальцы в воду, и легкими движениями создавать «волны».
-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в теплую воду.

Развитие фонематического слуха:
«Спрячь ручки»
Прятать руки в воду, услышав заданный звук. 
 «Водолаз»
Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми звуками.
«Два моря»
Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в « море С» и «море Ш»).
«Шторм»
На поверхности воды плавают предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по «морям».

Формирование слоговой структуры слова:
«Камешки»
Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку»
Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.

Словарная работа:
 «Родные слова»
В играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет).
«Я делал - я сделал»
глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: наливаю в чашку – наливал, лью – лил, поливаю – поливал т.д.

Совершенствование грамматического строя речи:
«Кораблик»
В этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
«Подбери слово»
Ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Связная речь:
«Что случилось?»
в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
«Расскажи сказку»
используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.
                                                       «Придумай историю»                                                         используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.



Игра «Найди заданный звук в слове»
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук.
Игра «Закреплять зрительный образ буквы»
Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.
Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.
Игра «Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)
Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.
Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее.
Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики)
Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки.
Ход игры: собери в воде бусы.
Игра «Выложи букву»
Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: выложи на дне емкости букву.
Игра «Выложи слово»
Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.
Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.
Игра «Самомассаж рук массажными шариками»
Оборудование: ёмкость с водой, массажные мячики, непромокаемые фартуки.
Ход игры: ребёнок проговаривает материал на закрепляемый звук и массирует ладошки массажными мячиками.
Игра «Расширяем словарный запас» 
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
Игра «Рыбка» (ориентировка в пространстве)
Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве), непромокаемые фартуки.
Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх, 1 клетку влево и т.д.
Игра «Жемчужины»
Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Сколько в слове звуков, слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове звуков, слогов, столько и жемчужин.
Игра «Марблс»
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки.
Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.
Игра «Рыбацкие сети» (математика, счет)
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Посчитай.
Игра «Развитие голосоподачи»
Оборудование: ёмкость с водой.
Ход игры: пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде.
Игра «Пальчиковые игры»
Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.
Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.
Игра «Ракушки» (существительное с числительным)
Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.
Игра «Кораблик» (развиваем речевое дыхание)
Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки.
Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.
Игра «Расширяем словарный запас»
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки.
Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.


Комментариев нет: