четверг, 4 ноября 2021 г.

                   

         Консультация для родителей: «Развитие речи ребенка в раннем возрасте"

     Зарождение, развитие и реализация речи как высшей психической функции, появление первого слова, фразы у ребенка возможны только в непосредственном общении с близкими взрослыми (носителями родного языка) при условии готовности определенных биологических предпосылок.  

     Родители и другие близкие взрослые общаются с новорожденным, потом младенцем, ребенком раннего возраста и, сами того не осознавая, обучают его, передают ему опыт всего человечества. Общение сначала ярко эмоционально окрашено (до одного года), потом начинает приобретать черты предметной деятельности, позже становится деловым в определенных, доступных пониманию ребенка ситуациях.

      В коммуникативном взаимодействии с близким взрослым зарождается понимание, т.е. импрессивный уровень коммуникации, развивается зрительное, тактильно-кинестетическое и слуховое восприятие. В недрах импрессивного уровня зарождаются и развиваются собственные языковые средства общения ребенка, т.е. экспрессивный уровень. Кроме развития импрессивного уровня, для появления вербальных средств общения ребенку необходимы точные, скоординированные, хорошо сформированные произвольные движения в общей, тонкой, артикуляционной моторике. В коммуникативной сфере ребенка проявляется и интеллектуальный уровень: невербальный интеллект, произвольное внимание, память, слухоречевая, первоначальная ориентировка в пространстве, времени. Данные уровни представила Г.В. Чиркина в индивидуальном коммуникативном профиле, а Е.В. Шереметьева постаралась их переосмыслить применительно к раннему возрасту, как периоду становления личности, еще только овладевающей языковыми и коммуникативными компетенциями. 

     Таким образом, чтобы своевременно сформировать у ребенка коммуникативные и языковые компетенции необходимо создать условия общения в кругу семьи, в полной мере учитывающие возможности малыша к овладению речевой коммуникацией. Если ребёнок не заговорит к трем годам, то в дальнейшем возможны не только сложности с устной речью, но и возникновение трудностей при обучении в школе.

     Почему так важно своевременное развитие устной речи? Во-первых, появление слов к 1 году, фразовой речи к двум годам и так далее необходимо самому ребенку для приобретения опыта устной речи в преддошкольном и дошкольном возрастах. Ребенок в этом возрасте накапливает словарный запас и начинает играть словами, постигая звуковые и смысловые закономерности родного языка, что в дальнейшем становится основой языковой способности. До трех лет малыш сам себе создает базу для дальнейшего овладения речью. И своевременное появление слова, фразы маркируют нормативность интеллектуального и импрессивного уровней индивидуального коммуникативного профиля ребенка.

     Читайте ребенку ежедневно книги, соответствующие возрастным возможностям понимания текстов, общайтесь в бытовых ситуациях. В детском саду, ребёнку терпеливо помогайте снять или одеть одежду, при этом общайтесь по поводу сложившейся ситуации. Развивайте крупную и мелкую моторику. Тщательно выбирайте игрушки для своего малыша, чтоб домашняя сенсорная среда ребёнка была насыщена необходимыми для развития предметами, но не перегружена. Уходите от измельчённых до однородного состояния массы, убирайте поильники, бутылочки с соской. Учите ребенка жевать твердую пищу. Ну и самое главное, следите за своей речью. Ваша речь, обращенная к ребёнку, должна быть эмоционально выразительная, простая и доступная его пониманию.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Очень познавательно и информативно!

Unknown комментирует...

Уважаемая Ксения, хочу выразить Вам свою благодарность! Очень познавательная статья! Мне (молодой маме) было полезно изучить её. Обязательно буду применять ваши методики в жизни для правильного развития своего ребёнка! Спасибо.

Анонимный комментирует...

Очень полезная и познавательная статья. Спасибо Вам за информацию.

Unknown комментирует...

Отличный пост! Спасибо за полезную информацию! Надеюсь, в будущем будете радовать нас подобными консультациями на регулярной основе)