четверг, 19 января 2017 г.

Рекомендации при ЗРР


Мы уже неоднократно говорили о детках с задержкой речевого развития, о том, как же тяжело приходится родителям в ожидании заветных слов от своего ребёнка. Сегодня хотелось бы дать некоторые рекомендации тем мамам и папам, чьи детки пока ещё не говорят (по причине физиологических, интеллектуальных нарушений) Итак, Больше говорите с ребенком, обогащайте свою речь эмоциями, озвучивайте все действия (кормление, гуляние, игру, купание).
  • Задавайте ребенку вопросы, отвечайте на них сами. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  • Используйте в речи наряду с полными словами, их упрощенные варианты (машина гудит: би-би-би, кукла – ля-ля, упал – бух!)
  • Пойте ребенку. Лучше не менять часто репертуар.
  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетается эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку! Паровозик – ту-ту!).
  • Чаще читайте!!!
  • Ограничьте использование компьютера и телевизора до 2-х часов в день (с перерывами).
  • Не дожидайтесь, пока ребенок сам заговорит. Начинайте его учить различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвет, форму (дай такой же кубик), количество (один – много).
  • Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока белобока».
  • Изготовьте фотоальбом ребёнка.
  • Привлекайте ребёнка к участию в домашних делах.
  • Используйте игры-поручения.
  • В общении с ребёнком используйте побудительные предложения с эмоционально – волевыми интонациями, которые стимулируют собеседника к активному действию.
  • ​ Укладывая малыша спать, поиграйте с ним в такую игру. Положите малыша рядом с собой, чтобы он видел ваше лицо. Одну ручку ребёнка прижмите к своим губам, а другую – положите к себе на горло. Это даст ему возможность не только слушать, но и ощущать произнесение. Говорите разные звуки и слова, побуждая ребёнка повторить их вслед за вами. 
  • По просьбе взрослого учите ребёнка показывать части тела. Умение ориентироваться в схеме собственного тела является одним из показателей речевого и познавательного развития ребенка. Родители постоянно употребляют эти слова в обиходе, например, ухаживая за ребенком или собирая малыша на прогулку. Выясните, какие части тела малыш уже может назвать, а какие еще нет. Познакомьте своего ребёнка с названиями основных частей тела и лица (рука, нога, живот, попа, глаза, уши, нос, рот, голова). 
  • Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты!» Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: «ой, ай, ух, бах». Ребенку позволительно повторять только гласные: «а, о, у». Развивайте общие движения малыша: бег, ходьбу, прыжки, ползание, лазание, ловля мяча. Сочетайте движения с музыкой. В альбом поместите фотографии ребёнка, где он запечатлён в момент выполнения различных действий: умывается, ест, играет и т. д. Вместе рассматривайте фотографии, сопровождая просмотр эмоциональными комментариями: «Что ты делаешь? Ты сидишь? А здесь? Ты играешь?» Важно не ограждать ребёнка от домашних дел, считая, что если он не говорит или не понимает, то ничего не может и выполнить. Для формирования обобщающих понятий разложите игрушки в красивые цветные коробки: в одну – животных, в другую – машинки и т.п. Приучайте ребёнка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему. Процесс сортировки сопровождайте речевыми комментариями: «В эту коробку сложим животных, а в эту – машинки». Поощряйте ребёнка, если он смог разложить игрушки самостоятельно. Замечательно, если ребёнок участвует в совместной бытовой деятельности вместе со взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьёт и т.д. Все совместные действия необходимо сопровождать чёткими, продуманными комментариями. По возможности старайтесь готовить пищу совместно – позвольте ребёнку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.д. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексический словарь ребёнка глаголами, прилагательными, наречиями. У безречевых детей не развита регулирующая функция речи, они не могут контролировать, планировать свою деятельность. Перед походом в магазин составьте наглядный список покупок (например, с помощью вырезок из каталогов), поручите ребёнку, руководствуясь этим списком, находить товары. Привлекайте ребёнка к разбору сумок после похода в магазин. Предложите ему сложить купленные фрукты в вазу по очереди. Проговаривайте эмоционально: «Я, ты, я, ты». Повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребёнок начал повторять за вами простые слова. Поручайте ребёнку те действия, которые значимы и которые он может выполнить сам. Следует давать ребёнку чёткие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Поручение ребёнку «важных дел» способствует совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций.
  • Речевой материал не должен содержать сложных для восприятия ребёнка слов фраз. Говорить с ребёнком необходимо привлекая внимание к зачастую утрированной артикуляции. Недопустимо в ультимативной форме общение с безречевым ребёнком, использование словесных понуканий: «Скажи», «повтори». Не требуйте от ребёнка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребёнка слово, т.к. это способствует усилению речевого негативизма ребёнка.
  • Во время совместных прогулок краткими, чёткими предложениями рассказывайте ребёнку о том, что вас окружает, подчёркивая различные детали окружающей обстановки. Ребёнок постепенно должен вовлечься в диалог. Целесообразно использовать альтернативные вопросы, подсказывая тем самым ребёнку ответ.
  • Не следует удовлетворять все потребности ребёнка, дожидайтесь какого-либо проявления просьбы; если предвосхищать все желания ребёнка, не давая ему хотя бы одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить.
  • Для привлечения внимания ребёнка к лицу взрослого, активизации речевого подражания надевайте дома яркую одежду, необычные шляпы, интересные маски. Мамы могут красить губы яркой помадой, надевать крупные серьги на время занятий с ребёнком, чтобы малышу хотелось смотреть на вас.
  • Для развития слухового восприятия ребёнка полезно иногда разговаривать с ним шепотом. Чередуйте «игру в поручения», давая инструкции то громко, то шепотной речью. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, сопровождайте этот процесс комментарием. Обращайте внимание ребёнка на словесное обозначение характера различных звуков: шум воды, шаги, стук и т.д. Звукоподражательно обозначайте их: «кап-кап, топ-топ, тук-тук».
  • Стимулируйте ребёнка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребёнку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да». При этом оставьте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребёнка было время для ответного слова. Не задавайте эти вопросы требовательным тоном, не заостряйте на них внимание, задавайте их «невзначай».
  • Предлагаем вам традиционную игру. Сядьте напротив ребенка и, показывая то на себе, то на ребенке называемую часть тела, говорите: «Где у мамы нос? Вот у мамы нос. А где у Сони нос? Вот у Сони нос!» Игру можно усложнить, если вы будет дотрагиваться до называемой части тела ручкой ребенка.
  • На начальных этапах работы не следует добиваться четкого произнесения какого-либо звука, слова. Поощряйте любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.
Успехов!

Комментариев нет: