АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОСТАНОВКИ л
«Чистим верхние зубы»
Цель: Развивать подвижность языка, укреплять кончик
языка. Отрабатывать подъём языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот
и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения
из стороны в сторону. Обратите внимание!1. Улыбнуться так, чтобы были
видны верхние и нижние зубы. 2. Следить за тем, чтобы кончик языка не
загибался внутрь, а двигался у корней зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна,
работает только язык.
«Парус»
Цель: Удерживать
язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться,
широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка
крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. Обратите внимание! 1.
Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении
«Чашечка» 2. Если вы предложите ребенку пропеть звук «ы»: «ы-ы-ы», слегка
надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук «л».
«Индюк»
Цель: Отрабатывать
подъём языка и подвижность кончика языка.
Описание: Приоткрыть
рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по
верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы
поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока
не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк). Обратите внимание! Кончик
языка загибается кверху.
«Качели»
Цель: Вырабатывать
умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность.
Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: Улыбнуться,
показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с
внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять
широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд.
Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз. Обратите внимание! Следите,
чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
«Пароход»
Цель: Отрабатывать
положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости
языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»). Описание: Слегка
улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» («пароход
гудит»). Обратите внимание! 1. Тёплый воздух выходит по бокам. 2. Если при пропевании звука «ы»
получается мягкий звук «ль», попросите ребёнка ещё больше высунуть язык и
зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий