среда, 29 марта 2017 г.

 характеристика шипящих звуков в норме

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.

Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:
  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.
Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.
Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.
Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.

Комментариев нет: