Нейромячики

Нейромячики в коррекционной работе учителя-логопеда (из опыта работы)


      Мяч - одна из древних и любимых игрушек всех стран и народов мира. Игры с мячом играли с древних времен. В Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце. А значит обладал волшебной силой. 

     В настоящее время выбор мячей достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - резиновые, пластмассовые, тряпичные, мягкие, твердые, колючие, гладкие, каучуковые, деревянные, с выпуклостями и впадинами, мячи-массажёры и т.д. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие, удобные для захвата.
      Этим условиям идеально соответствуют нейромячики. Эти мячики были разработаны в США для улучшения зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия и формирования чувства ритма. Но как оказалось, потенциал этих мячей безграничен, и они нашли свое применение в логопедии.
     С их помощью улучшается внимательность, усидчивость, крупная и мелкая моторика, ориентировка в пространстве, раскрепощается кисть (что очень помогает в становлении письма), тренируется зрительное внимание, переключение, фонематический слух, межполушарное взаимодействие.
      Используя нейромячиками, можно придумать игры для реализации любой логопедической задачи. К тому же они освобождают детей от утомительной неподвижности, помогают разнообразить виды деятельности. Мячи используются как элементы игры, в которой ребенок должен управлять мячиком, ловить его, бросать и т.д.
      Начинать работу лучше с подготовительных упражнений и научить ребенка правильному захвату:
ладонью верх, ладонью вниз;
горизонтальный перехват (справа-налево);
вертикальный перехват (сверху-вниз)
     Далее упражнения можно усложнять. Например:
- Горизонтальный перехват. Перехватываем мяч справо-налево.
«Себе - другому» - передаём мяч из правой руки в левую руку и другому, одновременно принимаем другой рукой.
- «Параллель» - передаём мяч другому, параллельно и одновременно принимаем другой рукой.
- «Диагональ» - передаём мяч по диагонали другому, одновременно принимаем другой рукой.
- «Себе – диагональ - другому» - передаём мяч из правой руки в левую руку и другому по диагонали, одновременно принимаем другой рукой.
- «2 мяча по диагонали» - передаёт 2 мяча по диагонали. Меняем верхнюю руку при диагонали: то правая сверху, то левая.
       Существует огромное количество вариаций упражнений, какое выбрать решает педагог, и отталкиваться лучше от индивидуальных особенностей детей и их возможностей. 
      Далее учим детей бросать/ловить/кидать мячики сначала одной рукой, потом двумя руками одинаковым захватом и накладываем речевое сопровождение согласно тем целям, которые нужно решитьНапример:            Автоматизация и дифференциация звуков.
 - Перехватываем мяч справа налево, проговариваем слоги, слова с нужным звуком.
 - Перехватываем мяч сверху вниз проговаривая ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще. Также можно катать мяч между ладонями проговаривать четверостишье, сжимать руками, дифференцировать твердый-мягкий звук (са-ся, со-се,су-сю) и т.д.
  Развитие фонематического слуха. Например: услышав заданный звук, ребенок подбрасывает мяч вверх или отбивает мяч, называет слово на заданный звук. Работать с мячом можно и над слоговой структурой слова. Например, подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове (сто - лы). Отбивать мяч и произнести слово по слогам (мо-ло-ко). Каждый удар – это один слог.
  Развитие дыхания. Просим ребенка стать ровно, руки вытянуть вперёд, держим мяч двумя руками. На вдохе разводим руки в стороны, мяч в правой руке, на выдохе возвращаемся в исходное положение. Следующий вдох – мяч в левой руке. Стоим ровно, руки опущены вниз вдоль тела, мяч в правой руке. На вдохе поднимаем руки через стороны вверх, перекладываем мяч в левую руку, на выдохе опускаем руки через стороны вниз. Повторяем несколько раз. Делать упражнения можно с закрытыми глазами, лёжа или сидя.                

  Игры и упражнения, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Например, «Мама и детёныш». Один ребёнок называет маму, второй - называет детёныша или «Кто больше назовёт слов», обозначающих овощи и т.п. Аналогичные игры: - «Скажи наоборот» (мягкий-твердый, добрый-злой и т.д); - «Кто что делает?» (учитель – учит, повар – готовит), «Один – много», «Назови ласково», «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается», «Из чего сделано» и т.д.                

  Для развития мелкой моторики с элементами самомассажа можно использовать не только гладкие нейромячики, но и мячики с разной поверхностью, текстурой. Работа с такими мячиками хорошо стимулирует мозговую деятельность, активно способствует развитию речи ребенка, а также сенсорному развитию ребенка. Ведь манипулируя с такими мячиками, ребенок получает разные тактильные ощущения. Можно перекатывать мячик в ладонях; поочередно массировать ладони, совершая кругообразные движения от центра ладони к кончикам пальцев; катать мяч по твердой поверхности с разной интенсивностью, сжимать и разжимать мячик в ладони. Катать мяч стопой под давлением собственного тела. Прижимать мяч спиной к стене и катать во все стороны. Рисовать мячом фигуры, буквы на полу или по контуру.

  С помощью таких мячиков можно также развивать и словарный запас, мышление, воображение. Например: «Скажи, какой». Игра: «Скажи наоборот» (Не твёрдый, а … Не гладкий, а…, Не колючий, а …). Игра «Ассоциации»: Мяч какой? Колючий. Что еще бывает колючим? Мяч какой? Зеленый. А что еще бывает зеленым? и т.д.
        Таким образом, игры с мячами универсальны и разнообразны,
 не требуют специальной сложной атрибутики, длительной подготовкиа наполнение содержанием напрямую зависит от фантазии педагога и поставленных целей.

Комментариев нет: