Аква и крио-терапия в коррекционной работе учителя-логопеда

Аква- и крио-терапия в коррекционной работе учителя-логопеда


     Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям – современное образование. А современные дети, - какие они? Очень развитые, активно пользуются компьютером, ноутбуком, планшетом, игровыми приставками и другими гаджетами, и так банально удивляются простым вещам: россе на траве по утрам, замершим льдинкам на окне автомобиля.
     Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, слабое развитие мелких мышц руки, зажатость, стеснительность.
     Вода, как особый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребенка. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. Она может заинтересовать, развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной и познавательной сферы детей.
Именно поэтому, в своей работе я применяю элементы аква- и криотерапии. 
     Аква и криотерапия - это методы коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода и лед. Игра с водой и льдом – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения. 
     Применение элементов аква и криотерапии:
- существенно усиливают желание ребенка узнавать, пробовать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность; 
- способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, учат прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать собственные ощущения. 
- способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных процессов, развивают навыки социального партнерства,  формируют коммуникативные и личностные качества; 
- помогают ребенку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнера, а не просто наблюдателя; 
- способствуют снижению высокого уровня психоэмоционального напряжения, создают благоприятную основу для развития эмоционально-волевой сферы ребенка.  
- дозированное воздействие холода на нервные окончания способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, что ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
     Проведение аква- и криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.
     Познавательная мотивация в ходе игр с водой и льдом достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.
      Как мы видим, возможности воды и льда для развития ребенка безграничны. Особая ценность, на мой взгляд, состоит в том, что перенос традиционных игр с детьми в «водную среду» дает несравненно больший воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения. Игры с водой и льдом делают процесс обучения естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым. Игры с водой и льдом не ставят задачу вырастить будущего Энштейна. Но именно в этих играх реализуется ребенок».

      Методика проведения криотерапии:
Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет. Для того, чтобы ребятам было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. 
     Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр. Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»
2 категория игр. Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр. Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр. Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
 3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
       С целью повышения эффективности  коррекции выраженных речедвигательных нарушений мы так же используем элементы методики искусственной локальной гипотермии (криотерапия). Метод заключается в следующем: прикладываем поочередно ледяные аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по 6-ти точкам: у крыльев носа – 2 точки; верхняя губа – 1 точка; нижняя губа – 1 точка; уголки губ – 2 точки.
Одномоментное наложение льда на одну из зон криовоздействия от 5 до 30 сек. Общая продолжительность во время одного сеанса от 2 до 7 мин. Курс состоит из 15-20 ежедневных сеансов. Искусственная локальная гипотермия создает функциональную базу для обеспечения перехода на более высокий уровень двигательной активности артикуляционных мышц и возможность для оптимальной целенаправленной коррекционной работы в развитии активной речи. Сразу же после сеанса криотерапии проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков.
       При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях.  
Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).




Комментариев нет: