КОРРЕКЦИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРАММАТИЧЕСКОМ СТРУКТУРИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Механизмы и особенности формирования грамматического
строя речи ребенка характерны и для процесса усвоения предложно-падежных
отношений. Последовательно реализуя закономерности речевого развития, ребенок
проходит огромный путь в освоении грамматических средств языка: сначала
осваивает элементы флективной системы для выражения синтаксических отношений, в
дальнейшем переходит к использованию с этой целью служебных слов (предлогов,
союзов, частиц). Эта закономерность в усвоении грамматических средств языка
отмечалась рядом исследователей: Е.А.Аркиным, А.Н.Гвоздевым, Н.И.Лепской,
А.А.Люблинской, Н.А.Рыбниковым, С.Н.Цейтлин и др.
У детей с ОВЗ возникают трудности в
построении фразы или предложения, из-за бедности словарного запаса, они
неправильно подбирают слова в результате чего нарушается смысл высказывания, не
умеют правильно пользоваться грамматическими связями, управлением и
согласованием слов в предложении, не могут повторить фразу, состоящую из
четырех и более слов, искажают их порядок и количество. В самостоятельной речи
они используют простые нераспространенные предложения, но даже и здесь
наблюдаются ошибки при употреблении падежных окончаний, приставок, предлогов,
согласования различных частей речи. Причина таких ошибок – несформированность
пространственных понятий, которые проявляются в несформированности операции
грамматического структурирования речевого высказывания, виде следующих ошибок:а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов
В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена
предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их в импрессивной
речи, из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов.б) замена одной предложно-падежной конструкции другой.в) неправильное употребление падежного окончания существительного.г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.
В
работах Б.Г.Ананьева, М.В.Вовчик-Блакитной, А.А.Люблинской, Т. А.Мусейбовой,
Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской и других отечественных психологов отражена
сложившаяся точка зрения, позволяющая определить процесс формирования предложно-падежных
отношений как процесс отражения в речи результатов овладения предметной
действительностью. Овладение практической ориентировкой в пространстве
предшествует появлению в речи ребенка грамматических средств для отражения
результатов ориентировки в пространстве и действий с пространственно-ориентированными
предметами.Сначала
ребенок практически овладевает ориентировкой в окружающей действительности,
научается выполнять действия с предметами, ориентированными во фронтальном,
вертикальном и горизонтальном направлениях, и только после этого в его речи
появляются предложно-падежные отношения, отражающие ориентировку в
пространстве.
Восприятие
пространства, которое является предметной основой значения слов и
предложно-падежных отношений, развивается у ребенка дошкольного возраста
постепенно. Появлению в речи предлогов и предложно-падежных отношений
предшествует сложная работа.
О
разнообразии семантических возможностей предлогов пишет В.В. Виноградов:
«Частицы речи, служащие для выражения пространственных, временных, причинных,
целевых, притяжательных, ограничительных и других отношений между объектами или
таких же отношений объектов к действиям, состояниям и качествам, называются
предлогами»
Функции предлога
как служебной части речи конкретизирует Н.М. Шанский: «Предлоги — это служебные
слова, выражающие различные отношения между двумя объектами, между объектом и
действием, между объектом и признаком в составе словосочетания. В качестве
названий объектов выступают имена существительные, местоимения, числительные.
Предлоги служат для выражения падежных значений. Эти значения они передают в сочетании
с именами в форме косвенных падежей. Многие ученые отмечают функциональную
близость предлога и падежных форм.Предлоги
органически связаны с падежной формой и без нее не употребляются. Собственное
значение предлога не может проявиться вне связи с падежной формой какого-нибудь
названия лица или предмета.Падеж –
словоизменительная лексико-грамматическая категория имени существительного,
которая системой противопоставленных друг другу падежных форм выражает
отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам, действиям,
признакам (Д.Э. Розенталь, И.Б Голуб. М.А. Теленкова).Сами падежные
формы имен (существительных, числительных, местоимений) выражают лишь самые
общие значения отношения (места, направления, времени, цели, причины и т. п.).
Предлоги же конкретизируют, уточняют эти отношения. Между значением предлога и
падежа наблюдаются определенные семантические соответствия. Этим объясняется
то, что каждый падеж обслуживают предлоги строго определенной семантики.Вместе с падежной
формой имени предлог образует синтаксическое единство, так называемую
предложно-падежную форму. Установить в таком соединении отдельное от предлога
значение падежа в большинстве случаев невозможно. Соединение предлога с
падежной формой - новая, особая и целостная смысловая единица.
Предложно-падежные
отношения – это не только объединение имени и предлога, но и компонент
конструкции – словосочетания, которое состоит из главного слова, выполняющего
роль средства, разрешающего выбор предложно-падежной формы. Иными словами, предложно-падежная
форма имени, соединяясь с опорным словом, от которого она зависит, является
элементом еще более общей синтаксической единицы языка, которая вытекает в
«предложно-падежные отношения».
Таким
образом, предложно-падежные отношения выражают разнообразные значения: место,
время, способ действия, причину, цель, отношение к предметам. М. А. Теленкова
(2004) выделяет следующие типы отношений, выражаемых предлогами:
1. Пространственные
(локальные) отношения: войти в дом, выйти из дома, доехать до дома, бегать вокруг
дома, летать над столом, слететь с дерева, пролететь мимо окна, сидеть у окна,
расти под окном, идти на стадион.
2. Временные (темпоральные) отношения: гулять
с утра до вечера, приехать через месяц, прийти к обеду, уехать на год,
встретиться после уроков, учиться в течение пяти лет, позвонить перед
экзаменом.
3. Объектные отношения: вспоминать о семье, работать
над статьёй, скучать по сыну.
4. Целевые отношения: поехать на учёбу, жить
для других, пойти за хлебом, подарить на память, сказать в шутку.
5. Причинные
(каузальные) отношения: устать от забот, опоздать из-за транспорта, согласиться
из уважения, покраснеть со стыда, отсутствовать по болезни, сделать из
принципа.
6. Отношения
сравнения (компаративные): ростом с отца, дочь вся в мать, рисунок наподобие
турецкого.
7. Отношения
лишения, удаления: все за исключением Антона, кроме друга, вместо брата, в
отличие от меня, вопреки здравому смыслу, помимо меня.
8. Отношения орудия (инструментальные): играть
на гитаре, ехать на автомобиле, ударить о камень, открыть при помощи / с
помощью ключа, определить путём опытов.
9. Определительные
(атрибутивные) отношения: платье из шёлка, сумка под кожу, небо в алмазах,
глаза без блеска.
10. Отношения образа
действия: говорить с восторгом, смеяться от души, стараться изо всех сил,
налить через край.
Таким образом, в
разных падежных конструкциях и с разными падежами предлоги могут иметь разные
значения. Один и тот же предлог может выражать несколько типов отношений, и это
говорит о том, что предложно-падежные
отношения многочисленны и разнообразны. Они выражают очень широкий круг
отношений, что связано с богатством предлогов и разнообразием их значений.
Коррекционная
работа по формированию предложно – падежных отношений у детей с ОВЗ должна осуществляется
в процессе разной деятельности, и учитывать следующие: умение ориентироваться в
собственном теле и окружающем пространстве; сформированность конструктивных
способностей; уровень зрительно-пространственной ориентировки; понимание и
владение предложно-падежными конструкциями с пространственным значением в
различных по сложности синтаксических конструкциях (смысловая адекватность
употребления предложно-падежных конструкций, возможность программирования
текста, содержащего данные грамматические формы, правильное грамматическое
оформление).
Комментариев нет:
Отправить комментарий