Помощь родителей в автоматизации звуков
После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В
онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенка каждый новый звук проходит
этот этап: «Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок. «Скажи ШШШапка» -
«ШШШШ… Сапка», - упс! Не получилось… Должно пройти некоторое время и
множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести «шапка».
Почему так происходит?
Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условнорефлекторные связи, формирующиеся не только у животных, но
и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что
рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес
на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное
повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение
бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический
стереотип», «автоматизм».
Нарушение звукопроизношения может проявляться как
в пропуске звука, так и в его замене другим, часто более простым, звуком. В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче – т.к. в
коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно
просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные
связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя
новый динамический стереотип правильного произношения.
Поэтому автоматизация идет дольше.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку. Т.о. к новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. Скорость прохождения каждого этапа зависит от стойкости нарушения и частоты занятий.
Чем же здесь может помочь родитель? На первых порах надо поддерживать новые
звуки всеми средствами, и не предоставлять ребенку произносить их без
подкрепления и контроля. Очень важно, чтобы родители включались в процесс
автоматизации звука и ежедневно выполняли "домашнюю работу". Необходимо учитывать важность речевой среды ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь взрослых в присутствии ребенка обязательно должна быть четкой, грамотной, выразительной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий